Материалы

К истории ислама в Западной Сибири

последние и лучшие новости искусства в мире

Историографический аспект

Несмотря на значительно возросшее в последнее время число работ по истории ислама в Сибири, интерес исследователей к этой теме не ослабевает. Во многом это связано с тем, что вопрос об исламизации Западной Сибири долгое время оставался слабоизученным, а также с тем, что ведется поиск новых подходов к рассмотрению данной темы из-за довольно слабой источниковой базе.

Одной из важных задач, стоящих на сегодняшний день перед исследователями, является необходимость выработки общей схемы процесса исламизации тюркского населения на территории Западной Сибири, выявление его характера и основных этапов. В историографии существуют несколько версий относительно начала проникновения мусульманской религии на эти территории. Так, о достаточно раннем проникновении ислама в Сибирь говорит тюменский исследователь Р.Х.Рахимов, по мнению которого начало этого процесса относится к первой половине XII в. В связи с этим заслуживает внимания гипотеза, также предполагающая достаточно раннее (XII в.) появление ислама в Сибири, высказанная известным историком и этнографом Ф.Т.Валеевым, который, ссылаясь на работу В.П.Даркевича, писал о вероятности распространения ислама в Западной Сибири волжскими булгарами и представителями арабского духовенства, входившими в состав торговых караванов, и даже «непосредственно представителями арабского духовенства, прибывшими в X в. к волжским булгарам в составе посольства Багдадского халифата» [Валеев: 1993. С.171]. Однако, в целом Ф.Т.Валеев считал, что «сибирские татары приняли ислам позднее, чем предки казанских татар…, а барабинские татары приняли его лишь в XVIII в.»1 и придерживается самой распространенной в историографии версии о более позднем проникновении и распространении ислама в Сибири, которую обычно относят к концу XIV в. [Валеев: 1993. С. 169].

Данная версия, связанная с легендой о приходе исламских шейхов-миссионеров, транслируется во многих исторических трудах и опирается обычно на хранящиеся в Тобольском музее-заповеднике рукописи, переведенные в свое время Н.Ф.Катановым [Катанов: 1904]. Эти рукописи, по мнению ряда исследователей, являются поздними списками с Карагайской рукописи. Одна из них написана Саид Ваккасом б. Реджеб Аллакуловым, другая – Кашшафом Абу-Саидовым, и содержит дату 797г. по хиджре (1394–1395г.). Согласно им, тогда 336 шейхов по приказу основателя суфийского ордена Накшбандийа с присоединившимися к ним ханом Синей Орды Шейбаном с 1700 всадниками спустились по Иртышу, где поселился народ, бежавший из «страны Тархан-хана», а бежал он «спасаясь от меча повелителя правоверных»; а там также обитали «народы» Хотан, Ногай и Кара-Кыпчак. О бежавшем из Китая народе авторы рукописи сообщают, что это были «татары, поклонявшиеся куклам, т.е. идолам». Далее в рукописях сообщается, что Ходжа Багауддин приказал шейхам «пригласить эти народы к исламу, а если не примут вашего предложения, то учинить с ними великую войну за веру». Эти народы отказались принять ислам. Была великая война. Не оставили ни одну реку, ни одного озера, ни одного болота, ни одного оврага, на берегах которых жили татары и язычники. Но и сами понесли тяжелые потери. Оставшиеся в живых «остяки», не приняв ислам, убежали в леса, пришедшие с Тархан ханом ушли обратно в Китай. 300 шейхов погибли в боях за веру. А выживших 66 шейхов трое остались в Сибири для обучения вере. После этих событий, сообщается в рукописи, в регионе утвердился ислам [Катанов: 1904].

А.К.Бустанов выдвигает версию о возможности достаточно поздней датировки начала распространения ислама в Сибири. По мнению исследователя, известный поход шейхов для «установления ислама» в Западной Сибири, связываемый с именем Багауддина Накшбанда и упоминаемый в ряде манускриптов под 1394–1395 гг., «вполне может относиться к эпохе конкуренции двух братств [cуфийских братств Накшбандийа и Ясавийа] в XVI–XVII вв.» [Бустанов: 2009. С. 159].

По мнению омских исследователей А.Г.Селезнева и И.А.Селезневой, распространение ислама в Западной Сибири происходило в «общем контексте исламизации Золотой Орды и постзолотоордынских государств» [Селезнев, Селезнева: 2018. С.243]. Несмотря на то, что данное положение еще требует дальнейшего изучения, следует согласиться с тем, что при имеющейся источниковой базе реконструкция процесса исламизации в Сибири возможна лишь при соотнесении его с синхронными процессами в Золотой Орде [Маслюженко: 2019]. Важную роль в распространении ислама сыграли суфийские ордена Йасавийа и Накшбандийа. Вслед за казанским историком Д.М.Исхаковым исследователь считает, что данные процессы в Сибири связаны с династией Шибанидов, благодаря конфессиональной политике которых ислам распространялся первоначально при дворе правителей и в среде кочевой аристократии, а затем среди рядового населения и «занял ведущее положение на религиозной карте Тюменского и Сибирского ханств» [Маслюженко: 2019].

Несмотря на предпринятые попытки обратиться к археологическому и этнографическому материалу, слабость источниковой базы не позволяет пока выйти за рамки рассмотрения влияния ислама на аристократическую верхушку сибирских тюрко-татарских политий. Что касается исламизации основного, ясачного населения, высказано предположение, «что для времени Тюменского ханства можно говорить о том, что процесс исламизации охватил и рядовые группы кочевников» [Маслюженко: 2019. С. 149]. Таким образом, Д.Н.Маслюженко предлагает достаточно раннюю версию исламизации тюркского населения Западной Сибири, по крайней мере, ее верхней страты.

Особую роль в процессе распространения ислама на территории Сибири большинство исследователей отводят ханам Ахмад-Гирею и Кучуму, в период правления которых ислам занял ведущее положение в Тюменском и Сибирском ханствах. Расхожая в исторической литературе версия о том, что все три миссии были организованы ханом Кучумом, не совсем точна. Опираясь на имеющиеся источники, можно говорить о том, что первая миссия для распространения ислама на территории Сибирского ханства была организована старшим братом Кучума – ханом Ахмед-Гиреем, правившем в Сибирском ханстве до него. В «Предании тобольских татар о прибытии в 1572 г. мухаммеданских проповедников в г.Искер», сообщается, что время умер шейх,уль ислам Искерской земли» и Ахмед-Гирей обратился к правителю бухарского ханства с просьбой прислать «великого шейх,уль ислама» [Катанов: 1897. С.51].

Свидетельство того, что, по крайней мере, верхушке Искерского юрта ислам был известен, находим в легенде о «Происхождении аула Сала», где говорится, что основателем селения был Сала, отец которого Сулейман-бай «пришел на эти земли из Бухары в составе людей Тайбуга-бия, сына Шах-Мурада. Вместе с Тайбугой прибыли на земли будущего Искира 500 человек, среди которых был муфтий и мударрис… Пришельцы основали город Искир…» [Усманов, Шайхиев: 1979. С. 91]. Несмотря на то, что часть населения Тайбугидского бекства (Искерского юрта) была видимо исламизирована, «широкое внедрение ислама в Сибирском ханстве произошло незадолго до его завоевания Московским государством, в связи с чем можно предположить, что становление системы исламского сообщества и формирование исламских институтов происходило достаточно поздно – на рубеже XVI–XVII вв., что во многом может объяснять определенные их особенности» [Татауров, Корусенко: 2015. С. 804].

С.Ф.Татауров и М.А.Корусенко предложили свою периодизацию распространения ислама в Сибирском регионе, выделяя в этом процессе следующие этапы:

1. Конец XII – начало XIVвв. – знакомство верхушки общества с новой религией;

2. 60–70-е гг. XVI – конец XVI вв. (время существования Сибирского ханства) – деятельность хана Кучума по принятию населением Сибирского ханства ислама в качестве государственной религии;

3. XVII–XVIII вв. – продолжение формирования общин вокруг крупных городов и в ряде сельских населенных пунктов;

4. XIX – начало XXвв. – этап окончательной исламизации тюркоязычного населения Западной Сибири. Этот этап был связан с массовым переселением в Западную Сибирь поволжско-приуральских татар [Татауров, Корусенко: 2015. С. 804].

На наш взгляд, в предложенной схеме есть недостаток – не учтен «бухарский» фактор, который играл значительную роль в процессе исламизации, а также несколько переоценена роль поволжско-приуральских татар. Ко времени массового переселения этой группы в Сибирь в конце XIX – начале XXвв. сибирские татары уже давно были мусульманами.

Зайтуна ТЫЧИНСКИХ, г.Тобольск.
(«Туган җир», 1’2022)

Качественная укладка линолеума или как сделать правильно прикатку линолиума