Бу санда 

#БЫЛО-СТАЛО 

Газетага язылу 

Календарь 

Апрель 2024
Дш Сш Чш Пш Җом Шм Якш
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социаль челтәрләр 

vkodteleico

Электрон почта 

Мөрәҗәгать итү һәм котлаулар бирү өчен электрон адрес:
janartat@inbox.ru,
телефон:
8 (3452) 69-57-60.

Как доехать до нас 

Добраться до нас можно на автобусах маршрута:
6, 32, 34, 37, 48,  51, 65, 69, 77, 78, 135к, 135м
(остановка «Автоколонна №-1228», «Школа №-39»)

ул. Шишкова, 6, 2 этаж

Яндекс. Карта

Материалы

Амаль в Нижних Аремзянах

последние и лучшие новости искусства в мире

14-9Каждый год 23 марта жители деревни Нижние Аремзяны Тобольского района отмечают приход весны. Ещё не встанет солнце, а на улицу уже выбегают дети. Они собираются на высоком берегу Иртыша у самого крайнего дома и начинают громко кричать, – «Әмәл! Әмәл!». Постепенно к детям присоединяются взрослые. Жители дома бросают кричащим сладости и монеты, иногда бумажные деньги, упакованные в спичечные коробки. Постепенно собираются почти все жители деревни. Не спеша, улица за улицей, они обходят всю деревню. Останавливаются у каждого дома и кричат – «Әмәл!». Все люди, независимо от материального положения, стараются бросить от своего дома сладости и монеты, проявляя тем самым уважение к односельчанам.

Некоторые специально приезжают в родную деревню из Тобольска и других городов, чтобы поучаствовать в празднике. Тот, кто не может приехать в день праздника, заранее даёт соседям мешочек с монетами с просьбой бросить от их дома. И дети, и взрослые стараются поймать как можно больше денег и конфет, считая, что таким образом они привлекают к себе и своей семье благополучие и достаток в новом году. Вечером люди собираются за праздничным столом и угощают родственников и гостей блюдами традиционной сибирско-татарской кухни.

Праздник встречи весны бытует у многих народов. На Кавказе и в Средней Азии он известен как Новруз (от таджикско-персидского – «новый день»). Его отмечают с 21 по 23 марта. Истоки праздника уходят корнями в далёкое прошлое, ко времени становления зороастрийской религии огнепоклонников в древней Персии. Новруз был распространён на всей территории проживания персоязычных народов от Закавказья до долины Инда. С приходом туда тюрков праздник не потерял своего значения и продолжал отмечаться в новой этнической среде. На Ближнем Востоке с приходом арабов и распространением ислама Новруз отмечать перестали.

Название праздника Амаль происходит от арабско-персидского hamal / hәмәль (первый весенний месяц). Под этим названием он известен у казахов Младшего жуза, проживающих в основном на Западе Казахстана и в прилегающих областях России, у некоторых групп астраханских татар, а также в некоторых районах расселения сибирских татар. Такое локальное распространение названия Амаль связано с влиянием персоязычных и таджикоязычных купцов и ремесленников, переселявшихся в XVII-XVIII веках из иранской области Гилян и Бухарского эмирата в низовья Волги и в Сибирь.

В разных населённых пунктах Тюменской области Амаль имеет свои особенности. Где-то это только детский праздник, где-то в нём участвуют и взрослые. В деревнях Вагайского района этот праздник называют «Сатака». Раньше специально к празднику здесь пекли изделия из теста – «көлцә». В отдельных деревнях группу людей сопровождали гармонисты. Подходя к очередному дому, люди дружно кричали «Әмәл! Әмәл!» или «Сатака! Сатака! Әмәл килте сатака!» Если кто-то из жителей не бросал сладости и деньги, то толпа выкрикивала обидные выражения, такие как, – «Сатакасын аяган, күтен карга таяган!» (Кто пожалел сатака, того задом в снег!).

В Нижних Аремзянах праздник Амаль является поистине народным. В нём участвуют все жители от малышей до взрослых. Во время праздника слышны шутки, смех, люди подзадоривают друг друга. Приехать на Амаль – это лишний повод, чтобы встретиться и пообщаться с односельчанами. Иногда, именно здесь, на празднике, люди встречаются с теми земляками, с которыми давно не виделись.

В какие времена начали праздновать Амаль в Нижних Аремзянах никто не помнит. Для местных жителей эта традиция давно уже стала неотъемлемой частью народной культуры. Когда местные жители весной копают свои огороды, им иногда попадаются старые монеты царского времени. Возможно, эти монеты бросали на праздновании Амаля предки нынешних жителей деревни.

Гульсифа БАКИЕВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИПОС СО РАН.

Качественная укладка линолеума или как сделать правильно прикатку линолиума
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #fbeac9 #eef8239 #241013141836