#БЫЛО-СТАЛО 

Газетага язылу 

Календарь 

Апрель 2024
Дш Сш Чш Пш Җом Шм Якш
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Социаль челтәрләр 

vkodteleico

Электрон почта 

Мөрәҗәгать итү һәм котлаулар бирү өчен электрон адрес:
janartat@inbox.ru,
телефон:
8 (3452) 69-57-60.

Как доехать до нас 

Добраться до нас можно на автобусах маршрута:
6, 32, 34, 37, 48,  51, 65, 69, 77, 78, 135к, 135м
(остановка «Автоколонна №-1228», «Школа №-39»)

ул. Шишкова, 6, 2 этаж

Яндекс. Карта

Материалы

Из истории библиотек, обслуживающих татарское население юга Тюменской области

последние и лучшие новости искусства в мире

Богатое литературное наследие татар с дореволюционного времени сосредотачивалось в библиотеках. До конца XIX века почти в каждом ауле Тюменского края были возведены мечети, служившие центрами обучения грамоте, культуре. Нравственное воспитание считалось основой образования, поэтому не случайно, что у татар вырабатывались высокие нравственные качества и трудолюбие. Нам известно, что при некоторых медресе имелись библиотеки с довольно богатым книжным фондом. К примеру, в 80-х годах XIX века в библиотеку медресе с. Ембаево купец-меценат Нигматулла Кармышаков-Сейдуков (1829-1901гг.) привез более 2200 книг из дальних путешествий по Египту, Сирии, Палестине, Бухаре, Туркестану, закупал книги в Казани, Ташкенте, Москве. В библиотеке хранились рукописные и печатные книги по философии, медицине и другим наукам, изданные в конце ХVII-XIX веках на арабском, персидском, турецком и старо-татарском языках. Для лучшей сохранности книг Н. Сейдуков в 1890-х гг. рядом с медресе и мечетью построил для библиотеки специальное здание. Оно состояло из трех комнат - для хранения книг, для чтения и для отдыха библиотекаря. В комнате отдыха после пятничного намаза собирались люди, общались, обсуждали свои бытовые проблемы, пили чай. Библиотека работала ежедневно. На столе для читателей всегда были приготовлены перо, бумага, чернила. В 1898 г. перед смертью Н. Сейдуков завещал библиотеку мусульманской общине села Ембаева [1].

Две мусульманские библиотеки были открыты в Тобольске. Первая библиотека была построена в мае 1913 г. на средства купца 1-й гильдии М. Абакулова, который был страстным собирателем книг. В его личной коллекции, которая составила основу библиотечного фонда новой библиотеки, хранилось 1238 единиц книг. В основном это были книги религиозного содержания, а также книги, посвященные мусульманской культуре. Они были привезены в свое время М. Абакуловым из Средней Азии и Закавказья. Среди них были и очень ценные рукописные издания, датируемые XII-XV веками. За первые три месяца работы библиотеку посетило более 3000 чел. Интересно, что эта библиотека пользовалась у русского населения Тобольска не меньшей популярностью, чем у татар. Такой факт местные власти объясняли лишь одним: на тот момент это была одна из лучших библиотек в Тобольске. Однако 17 декабря 1913 г. библиотека сгорела при невыясненных обстоятельствах. Изученные архивные материалы по этому событию позволяют предположить, что причиной пожара явился поджог.

12 марта 1915 г. в Тобольске была открыта новая татарская библиотека. И вновь ее организатором стал А. Абакулов, который, используя свои связи с библиотеками Средней Азии и Закавказья, сумел заново сформировать библиотечный фонд в количестве 1205 единиц. Позднее в дар библиотеке из Казани, Уфы и Петербурга были присланы еще 240 книг на русском, татарском и арабском языках. Было прислано также очень много турецкой литературы, отражавшей идеи панисламизма. Впоследствии эту библиотеку неоднократно посещал последний русский император Николай II во время своего пребывания в Тобольске в 1917 г., о чем свидетельствует запись в книге почетных гостей [2].

С первых лет Советской власти в Тюменской губернии создается сеть очагов культуры – библиотеки, избы-читальни, клубы, народные дома. Просветительская деятельность осуществляется через районные политпросветкомитеты. В 1920 году в губернии было 42 избы-читальни, семь библиотек, 5 народных домов. В юртах Тукузских, Турбинских избы-читальни работали, начиная с 1918 года [3]. В 1925 году заведующим избой читальней в Тукузе работал видный татарский поэт-писатель Шайхи Маннур, в 1926-1927 гг. в д. Вершины – татарский писатель Мачит Уразмухамметов. Жители д. Тукуз тепло отзывались о Шайхи Маннуре и о работе избы-читальни [5]. По инициативе заведующего была организована подписка на газеты «Азат Себер» («Свободная Сибирь»), «Эшче» («Рабочий»), «Игенчелэр» («Земледельцы»), журналы – «Яшь эшче» («Молодой рабочий»), «Безнен юл» («Наша дорога»).

В 1927-1928 гг. в Тюменском округе насчитывалось 14 изб-читален с довольно значительным количеством книг. Так, в д. Карбаны в избе-читальне было 520 книг, в т.ч. 218 – на татарском языке, в Варваринской избе-читальне – 603 книги, в т.ч. на татарском языке – 289, в Ахманке из 544 книг на татарском языке было 227 книг, в Авазбакиевской избе-читальне – 1049 книг, в т.ч. 241 – на татарском языке, в Яровской избе-читальне – 972 книги, в т.ч. на татарском языке 387 книг. Избы-читальни принимали активное участие в организации общественно-политических мероприятий, в  коллективизации сельского хозяйства [3]. Ликвидации неграмотности, организация кружков кройки и шитья, агитационные спектакли, уголки женщин, громкие читки, лекции и беседы – вот далеко не полный перечень форм культурно-массовой работы, которые существовали в тот период.

В 30-х годах отмечена хорошая работа изб-читален в дд. Варвара, Чечкино Ярковского района, Тукуз, Карагай Вагайского района. В них активно работали драматические, агрономические кружки. О росте культуры в деревне Кулики, о проводимых там культурно-просветительских мероприятиях в 1940 гг. писала  ялуторовская районная газета «Колхозная правда» [3].

Гульнур АХМЕТОВА, главный библиотекарь ТОНБ имени Д.И.Менделеева,
Асия САЙФУЛЛИНА, доцент кафедры библиотечно-информационных технологий ТГИИК, г. Тюмень.

(Продолжение следует). 

Качественная укладка линолеума или как сделать правильно прикатку линолиума
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #2fc86b #fbeac9 #eef8239 #241013141836